Непутевые заметки: Культура, обычаи и традиции Адыгов - Уникальные национальные кулинарные рецепты народов Кавказа

 Об этом мало кто знает — читай обязательно

Непутевые заметки: Культура, обычаи и традиции Адыгов

Сегодня, благодаря широким возможностям Интернета, можно найти практически любую информацию за довольно короткий промежуток времени. О жизни и привычках животных повествуют специализированные сайты, содержащие как текстовую, так и видео информацию, которая помогает людям найти правильное решение по уходу за питомцами.  Можно найти сайты с редкими музыкальными произведениями или литературой. Всего и не перечислить. Наш сайт не является исключением, многие наши статьи, заметки и видео посвящены уникальным традициям народов Кавказа, мы стараемся показать, как многообразна культура этих народов. Многие обычаи сохранились спустя сотни лет, что делает их самих по себе памятником культуры. Вот и сегодня мы отправимся в гости к Адыгам и расскажем Вам о некоторых довольно древних обычаях и традициях, которые соблюдаются до сих пор и играют немаловажную роль в современном Адыгейском обществе.

Обычаи, традиции и культура Адыгов

Женская красота в понимании адыгов

Броская красота не приветствовалась. Девушки, затмевающие собой солнце лишь персонажи сказок. В реальной жизни искали тех, в ком гармонично сочетались заложенная с рождения мягкость и приобретаемая с возрастом внутренняя: «Сидит на подушке – голубка, встанет – львица».

Что касается красоты тела, то в целом его красота заключалась в воздушности и легкости. Такая красота передавалась емким адыгским выражением «прозрачная плоть».

Волосы должны доходить до икр, длина же до пят была наилучшей. Цвет волос предпочитался как у осенней ежевики, часто фигурируют в фольклоре и девушки с волосами цвета белого золота, а также золотисто-желтого шёлка. Русые волосы были не в почете.

«Женщина красива своими бровями» – говорили адыги. Ценились брови вразлет, подобно хвосту ласточки.

Большое внимание обращалось на цвет глаз. Вопреки заблуждению черкесы чаще видели вокруг себя кареглазых женщин, а не черноглазых. Такие светло-карие глаза и ценились.

Лицо должно отвечать следующим требованиям: белизна, нежность, гладкость и легкий румянец.

Обращали внимание и на цвет губ. Предпочитались мягкие полутона – цвета недозрелого арбуза или вишни.

Походка ценилась мягкая и лёгкая: «Ступает мягко, подобно кошке».

В целом же считалось: «К кому лежит душа – та и красива».

Женская красота в понимании адыгов

Аталычество у адыгов

Аталычество – форма искусственного родства, вос¬питание детей вне родной семьи. Сразу после рождения ребенок из княжеской или дворянской семьи отда¬вался на воспитание приемному отцу (аталыку) до со¬вершеннолетия. Возвращение воспитанника домой сопровождалось многоднев¬ным праздником, между обеими семья¬ми устанавливались родственные связи, считавшиеся крепче кровных.

Существовало несколько разновидностей аталычества:

  1. Аталычество для установления и поддержания отношений зависимости. Подобным путем представители знати, отдававшие своих детей лицам, стояв¬шим ниже их на социальной лестнице, приобретали новых вассалов.
  2. Аталычество для установления политических отношений адыгских князей с крымскими ханами (реже – с османскими султанами), сыновья которых воспитывались в Черкесии.
  3. Аталычество с целью прекращения кровной мести: убийца похищал сына убитого и становился его приемным отцом. Возвращение ребенка через несколько лет с подарками означало прекращение вражды.
  4. Аталычество в воспитательных целях: сыновей отсылали из дома, чтобы не разбаловать их, а также для обучения определенным занятиям, которыми было трудно овладеть в родительской семье.

Согласно представлениям адыгов, к воспитателю-аталыку предъявлялись исключительно высокие требования. Он должен был обладать храбростью, му¬жеством, щедростью, даром оратора: только та¬кой человек был способен воспитать приемного сына достойным человеком.

На фото: Г.Г. Гагарин, Молодой убыхский князь и его аталык. XIX век

На фото: Г.Г. Гагарин, Молодой убыхский князь и его аталык. XIX век

Водопады Руфабго

Руфабго – бурная горная река, левый приток реки Белой протяженностью около 20 км. Начало свое она берет на склонах хребта Азиш-Тау и своим мощным потоком рассекает его грандиозную скальную стену.

В нижней части своего течения Руфабго попадает в глубокое ущелье – древний тектонический разлом с крутыми склонами, каменными террасами и гротами. Скалы ущелья, сложенные из горизонтально залегающих плит известняка, поросли мхом и наполняют пространство звучным эхом. Вокруг шумит лес, в котором встречаются тис, рододендрон, плющ колхидский, падуб. Бурный Руфабго стремительно мчится среди скал, ниспадает с крутых утесов, образуя на своем пути красивейшие водопады. Всего образовалось 16 водопадов, каждый из которых неповторим и имеет свое имя. Водопады «Шум» и «Каскадный» расположены в самом начале ущелья и поэтому наиболее посещаемы туристами. Нечто грозное и величественное представляет собой водопад «Сердце Руфабго»: огромная каменная глыба, выкованная природой в виде гигантского сердца, перегораживает русло реки. Самый высокий водопад носит название «Шнурочек», его высота составляет 20 метров. Не оставят никого равнодушным водопады «Чаша Любви» и «Девичьи косы». Здесь с высоты пяти метров со скал в созданную самой природой чашу струятся потоки чистейшей воды. А неподалеку водные потоки сплетаются в прекрасные «Девичьи косы».

Круглый год тысячи ценителей этой необычной красоты посещают сказочный мир водопадов Руфагбо.

Водопады Руфабго

Ювелирное искусство адыгов

Высокий уровень художественного производства и ремесла адыгов (черкесов) был обусловлен наличием природных ресурсов и естественных материалов – руды, камня, кости, глины, дерева и других. Изделия адыгских мастеров XVIII—XIX вв. восхищали многочисленных путешественников, купцов, которые отмечали высокое мастерство и умение черкесских оружейников и ювелиров. Местные ювелиры славились тончайшим искусством украшения рукоятей пистолетов, шашек, ножен кинжалов, стволов и прикладов ружей. Значительное развитие у адыгов имело прикладное искусство: из кости изготавливали рукоятки кинжалов, сабель и ножей, из бычьих и бараньих рогов – бокалы, украшенные серебром и золотом. Распространены были резьба по кости и по дереву, которой украшались оконные наличники, мебель. Достигла успехов и художественная обработка металлов: литьё, гравировка, чернь, зернение, филигрань, насечка. Наибольшее распространение в ювелирном искусстве имела техника чернения серебра. Чернь применяли для украшения поясов, нагрудников, колец, браслетов и других ювелирных изделий.

Возрождение ювелирного искусства в современной Адыгее связано с именем художника по металлу Аси Еутых, которая плодотворно работает в зверином стиле меото-скифского искусства, образно моделируя традиционные сюжеты, композиционные приемы, технологию литья, гравировки, чернения, филиграни, а также используя отличительную особенность адыгской торевтики – золочение серебряной пластины, золочение отдельных деталей изделия.

На фото: за работой Ася Аслановна Еутых – российский ювелир, оружейник, член Союза художников России, народный художник Республики Адыгея. Изделия мастера.

Ювелирное искусство адыгов

Кунацкая – гостинная комната

Адыги (черкесы) на своих подворьях обязательно возводили специальное отдельное строение для гостей – кунацкую, гостинную. Это помещение, комната всегда украшались лучшими вещами. В интерьер обязательно входили лавка для отдыха, молитвенные коврики, оружие, музыкальные инструменты. Кунацкая была и рестораном, и концертным залом, и мужским клубом, и школой для подрастающего поколения.

Любой человек мог остановиться здесь без спроса в любое время дня и ночи, время пребывания в гостях при этом не ограничивалось. Гость, приехавший ночью, мог остаться никем не замеченным, поэтому хозяин дома перед сном должен был заглянуть в гостиный дом. О приезде гостя могла свидетельствовать и лошадь, привязанная к коновязи. Гость также имел право на сохранение инкогнито, однако без веской причины это считалось неприличным. На случай прихода гостей необходимо всегда иметь запасы съестного.

Гость оставлял у дверей кунацкой своё оружие, показывая, с одной стороны, что он вверяет свою жизнь хозяину, а с другой – что его визит не угрожает безопасности его хозяев. Хозяин отвечал за безопасность гостей и должен был в случае необходимости жертвовать для них своей жизнью. Все члены семьи во время пребывания гостя оказывали ему всяческое внимание. Поддерживать и развивать далее дружеские отношения считалось долгом каждого уважающего себя человека.

Кунацкая – гостинная комната

 Реальные советы! Узнай первым!

      Ваше мнение о рецепте

от safe2801

Adblock
detector