detector
Об этом мало кто знает — читай обязательно
Знакомтесь — Северный Кавказ! (полезная информация гостям Кавказа)
Примечательные старинные обычаи и традиции (часть 1)
— к близкому человеку обычно старались не обращаться по имени. Это могло, по мнению горцев, сделать человека уязвимым со стороны сил зла (злых духов и пр.). Старались использовать какую-нибудь кличку или прозвище. Не называли друг друга по имени муж и жена, родители и дети. — у многих горцев Кавказа муж и жена старались вообще не видеться днем. Считалось, что это помогает сохранить любовь на долгие годы. — у большинства горских народов рождение девочки не считалось праздником, поскольку дочь называли «разрушающая дом». Это было связано с тем, что дочери уходили после замужества в дом мужа и становились частью его рода. А родителям в лучшем случае оставался калым, да и то, если жених их дочь не умыкнул. У осетин в старину очередной родившейся в семье девочке могли дать имя Цаманкыд, что означает «зачем нужна?». Нужно отметить, что в наше время отношение родителей к рождению дочери совершенно иное. Теперь для многих — это большая радость. — самым священным местом в доме считался обычно очаг. Над очажной цепью клялись, и клятва эта была сильнее, чем какая-либо другая. Нарушить ее значило навлечь все беды на весь свой род «до скончания веков». — мститель не мог убить своего кровника, если тот коснулся до родственницы мстителя в его присутствии или укрылся в женской части дома, а также пока кровник повернулся к мстителю спиной. Нанести удар из-за спины считалось величайшим позором. Позорным считали и спасаться от смерти посредством женщин. Женщина могла остановить сражающихся, выбежав к ним, сорвав с себя платок и распустив волосы. Чем старше и почтенней она была, тем быстрее прекращалась схватка. Однако этим же жестом она могла призвать мужчин сражаться до последней капли крови, в случае, например, защиты аула от врагов. Все зависело от обстоятельств. — Кровная месть имела такое же распространение у горцев Кавказа, как и у горцев Балканского полуострова, корсиканцев и др. Она могла длиться более 60 лет, из поколения в поколение. Часто причиной кровной мести было убийство из-за дележа пахотных земель, которых в горах был дефицит. Порой даже из-за полоски земли шириной в ступню. — среди ряда горских народов Западного и Центрального Кавказа считалось божественной благодатью, если человека убивала молния. Считалось, что молния — это ангел, который ударяет того, кого «отметила своим благословением Вечность». — у многих горских народов была традиция устраивать у постели больного шумные игры, иногда песнопения и пляски. Считалось, что это отгоняет злых духов. — у горцев Кавказа широко практиковалось похищение невест. Это делалось с согласия невесты или без такового. Умыкание позволяло преодолеть барьер в виде несогласия родителей и, нередко, избежать выплаты калыма женихом. Иногда похищение происходило даже с согласия родителей невесты, если та долго не выходила замуж и по другим причинам. — у многих горских народов молодые люди в присутствии старших не могли говорить и смеяться. Если в помещение входил старший по возрасту человек (все равно — мужчина или женщина), более младшие вставали, даже если сами были более знатного происхождения и высокого положения в обществе. — считалось неприличным проявлять сентиментальность по отношению к своим детям. Часто еще до рождения ребенка определялся его воспитатель-аталык. Когда родители ребенка приезжали к аталыку, то не спрашивали о нем — это тоже считалось неприличным. Только старики могли проявить сентиментальность к детям или внукам в кругу своей семьи. К настоящему времени ситуация коренным образом изменилась. — широко практиковалось у горцев усыновление. Приемный отец устраивал пиршество, на котором приемный сын должен был прикоснуться к груди приемной матери, а та затем должна была дотронуться до порога дома родного отца своего приемного сына. Такая процедура могла совершаться и при наличии у приемного сына живых родителей. Между семьями устанавливалось родство, считавшееся крепче кровного. Но самое интересное, что приемный сын мог быть любого возраста — от младенчества до 40 и более лет. — у многих горских народов во время похорон родственники бичевали себя до крови, царапали лицо, резали мочки ушей, а женщины также издавали душераздирающие вопли. — жители высокогорных районов нередко размещали скот в нижнем ярусе своего жилого дома (если в нем было два этажа и более) или прямо в своем жилом помещении за невысокой перегородкой из плетня. Первый вариант традиции сформировался там, где была очень скученная застройка, как в Дагестане, а второй — там, где не хватало дров для отопления дома. Скот согревал помещение своим теплом, да и приплоду в хозяйском доме было теплее. — знатные черкешенки с 10 лет и до замужества носили, не снимая, тугой кожаный корсет с дощечками, поскольку считалось неприличным, если видна грудь — атрибут материнства. Замуж девушек выдавали в 12-16 лет, а незамужние после 18 лет имели мало надежд на замужество. — черкешенок из княжеских семей родители отдавали на воспитание женам дворян (узденей). Те воспитывали их в строгости, обучали рукоделию. Княжнам позволялось ответить несколько слов незнакомцу, если тот задал вопрос, но только стоя к нему вполоборота и с опущенными глазами. Девушки из простых семей имели больше свободы и, кстати, не носили корсет. — черкесская семья обычно не ела за общим столом, но каждый отправлялся съесть свою порцию в отдельный уголок. — некоторые черкесские племена в XVIII-XIX вв. отмечали Большой пост и «день появления Бога», аналогичный Пасхе. В этот день дарили друг другу подарки, ели яйца, стреляли из лука в яйцо, выставленное в качестве мишени. Только в этот день женщины могли молиться вместе с мужчинами. Еще черкесы почитали богиню Мериссу (Мереим), которую называли матерью Бога и считали покровительницей пчел. — молодые черкесские князья «обучались жизни», совершая набеги на усадьбы простолюдинов. А те не имели права ничего предпринять против, но могли только просить вернуть им отнятое. Однако если это были крестьяне какого-то другого князя, последний мог устроить погоню за «налетчиками» и даже убить их. Реальные советы! Узнай первым! Советуем прочитать Осетинские пироги — Традиция трех пирогов |