Знакомтесь — Северный Кавказ!(полезная информация гостям Кавказа)
Традиции и особенности Абхазского застолья
До сих пор по традиции главнейшую основу любого абхазского торжественного или поминального застолья составляют: кукурузная мамалыга (абыста), заменившая собой в течение XIX века просяную, пшеничный пирог с начинкой из сыра (ачашв), разные сыры, вареное мясо крупного и мелкого рогатого скота (акуац), блюда, заправленные грецким орехом, куры и индюки под разными соусами, знаменитая абхазская соль с чесноком, перцем и другими специями и местное натуральное виноградное вино.
Подготовка ко всякому большому застолью, естественно, начинается задолго до дня его проведения. Абхазские свадебные и другие семейные торжества отличаются такими большими размерами, что ни одна семья не в состоянии справиться с ними только своими собственными силами. Выручает здесь традиционная всесторонняя взаимопомощь со стороны однофамильцев, родственников и соседей.
Для проведения любого абхазского застолья (кроме траурного) выбирают тамаду, одного из самых уважаемых людей. Тамада должен обладать рядом необходимых физических и умственных качеств. Прежде всего, опытом и знанием местных обычаев, чтобы никто из собравшихся не остался обойденным или обиженным, умением произносить заздравные тосты, выдержкой и выносливостью в отношении принятия напитков, ибо покинувший стол не может обратно возвращаться.
Главной обязанностью тамады, как и всех вообще хозяев, является не столько напоить гостей, сколько оказать им все положенные знаки внимания и почести, предусмотренные обычаем. В Абхазии строго соблюдается иерархия и последовательность обязательных тостов. Проявлением этого является вставание при произнесении тостов в честь старших и гостей, содержание тостов и их последовательность, определяемая возрастом, важностью гостей, степенью близости родства с хозяином и пр. В ходе специального застолья (религиозно-обрядового или на свадьбе) тамада произносит тосты, держа в руке обрядовые сердце и печень жертвенного животного, нанизанные на фундуковую палочку.
Почти повсеместно у абхазов первый стакан поднимают теперь за народ, за мир и дружбу между народами, за то, чтобы не было войны. В этих высказываниях простых горцев нашли своеобразное отражение мысли о решающей роли народа в историческом процессе, о благе мира на земле. Второй тост произносится в честь новобрачных (если дело происходит на свадебном пиру), а потом пьют за их родителей, старшего гостя, бабушек и дедушек молодых, старших родственников с обеих сторон, за гостей и местных людей по старшинству, за исключением особых случаев.
Абхазские долгожители! Замечательная бабушка!
Важно отметить, что культура винопития у абхазов требует от участников застолья не только проявления ораторского мастерства, но и умения пить, не пьянея, достойно заканчивая застолье так, будто ты и не выпил 20 бокалов вина. Ну, а эпилог абхазского пира, герои которого либо «гибнут», либо возносятся на вершину славы, — финальный рог. Он выносится хозяином дома как жезл застольной власти. Это обычно рог буйвола или быка. Правда, иногда в современных домах подают рог из хрусталя. Его выпивают в честь устроителей пира до дна. Выпивает тот смельчак, который чувствует в себе силы влить внутрь еще минимум литр и при этом сказать прочувствованную речь. Дорога от первого до последнего тоста — длинная дорога. Обычно она заканчивается далеко за полночь. Люди неспешно, демонстрируя друг другу твердость походки, выходят из-за стола. Прощаются с хозяевами — до следующего застолья.